Страхи клиентов. Часть 1

Опубликовал: Владимир Петраков 26.01.2017

Не каждый человек, заказывающий сайт, разбирается в том, как работают веб-студии, как работает сайт, что он вообще из себя представляет изнутри. Разумеется, из-за нехватки информации возникают определенные вопросы и страхи.

Давайте начнем разбираться...


Страх: Кто же будет отвечать за сайт, когда он будет запущен? Я вообще ничего не понимаю в программировании…

Вы и не должны. Сайты обычно разрабатываются на базе системы администрирования (CMS). Они бывают самописные и универсальные. Такая система - своеобразный контрольный пункт, который позволяет без труда управлять информацией на сайте: редактировать текст, добавлять новости, фотографии в галерею и т.д. Весь необходимый функционал, который вам может потребоваться (и с которым вы сможете справиться самостоятельно), прописывается в техническом задании на разработку сайта. Если студия-разработчик не затронула эту тему и не спросила, что вы готовы редактировать своими силами, обязательно поднимите этот вопрос. Тогда вы будете уверены, что система администрирования будет настроена специально для вас и вы не столкнетесь с проблемами ограниченности в движениях.


Страх: Значит, они работают по предоплате. Это безопасно? Не сбегут ли?

Опыт говорит, что чаще именно клиенты сбегают, оставляя слишком доверчивых и юридически не подкованных начинающих разработчиков с носом, находя миллион причин не платить за работу. Когда я начинал оказывать дизайн-услуги, я учился общению с клиентом на собственных ошибках. Конечно, я читал книги и смотрел видео на YouTube о том, как клиент всегда прав и почему это самая бредовая чушь на свете.  Пару раз “клиенты” в прямом смысле поимели мой мозг, заставив его рожать логотипы без предоплаты, на что я с удовольствием соглашался, потому что не был знаком с культурой общения “заказчик-исполнитель” в этой среде и боялся взять деньги вперед. Неудобно как-то (ахахахах! Простите...).  А потом мне говорили: “Мы подумаем” - и пропадали. Или еще так было: “Нам не понравился ни один конечный вариант, но идея классная, спасибо. Мы передали это другому дизайнеру на доработку. Ты молодец. Пока!”. И сижу я с мыслями, какой я идиот! Это сподвигло меня на изучение культуры и делового этикета в сфере дизайн-услуг. Но вот, к сожалению, не все заказчики знакомы с этим.

В любых экономических взаимоотношениях есть святой документ. Договор. Это вообще крутая штука! Договор как-то ненавязчиво парит над всеми и не позволяет сторонам кинуть друг друга. В нашем договоре очень подробно прописаны обязанности сторон, сроки и порядок оплаты. И да, мы без предоплаты не работаем. Не потому, что не доверяем никому, а потому, что когда начинается новый проект, все вокруг студии и проекта не замирает. Деньги позволяют платить по счетам, а факт внесения предоплаты держит в тонусе интерес клиента и разработчика к проекту. Все платежи фиксируются и отражаются в документах, заверенных подписями сторон, поэтому ничто и никто бесследно не пропадет даже самой темной ночью.


Страх: У нас получится что-то сделать с сайтом, если вдруг мы перестанем сотрудничать?

Любая здравомыслящая команда разработчиков всегда стремится к долгосрочным партнерским взаимоотношениям и всегда готова предложить свою помощь в обслуживании сайта и его дальнейшем развитии. К сожалению, профессиональные пути заказчика и исполнителя иногда расходятся. Поэтому вопрос абсолютно нормальный. Причин может быть масса, но проблема оставляет за собой один важный вопрос: что будет с сайтом? Попробую объяснить…

Первый важный момент - система администрирования сайта. Если разработчик создал сайт на самописной системе администрирования, то...никто лучше, чем этот разработчик, не знает этой системы. Она может быть написана как угодно, и чтобы в ней разобраться, вмешаться в структуру для доработки сайта, придется нанимать программиста, и очень неплохого программиста. Это недешево, иногда настолько, что дешевле сайт переделать. Если же сайт сделан на популярной системе администрирования, вроде WordPress, Bitrix (отечественная система), Drupal, то проблема сразу становится меньше. Программистов для работы в этих системах найти нетрудно.

Второй важный момент - дизайнер (это может быть и первым важным моментом). Если вам было приятно работать в синергии с вашим дизайнером из обслуживающей студии и вы успешно решали с ним задачи, потому что он слышал вас и его решения помогали вашему бизнесу зарабатывать деньги, то расставание с ним может быть серьезнее, чем расставание с программистом. Компетенции программиста можно оценить быстрее: умеет/не умеет. Компетенции дизайнера оценить сложнее, потому что одно лишь умение человека работать в графических редакторах еще не делает его дизайнером. Даже, если этот человек по чьему-то мнению баснословно креативен.

Одно можно сказать точно - всегда просите все доступы. До единого. Все, где есть логины и пароли. 


Продолжение следует...


Понравилась статья? Сохраните себе.

Читайте еще: