Платите за мозги, а не за руки

Опубликовал: Владимир Петраков 20.02.2017

Есть одна большая проблема: предприниматели, заказывающие сайт, почти всегда уверены, что они сами все знают, сами все умеют.

До того, как я стал заниматься проектированием сайтов, я верил, что так и должно быть. Дескать, вооот, я занимаюсь бизнесом, привык все решать сам. Сейчас мне нужен сайт и я должен его сделать. Но я в программировании ничего не понимаю.

Теперь я постоянно сталкиваюсь с такой уверенностью, когда к нам обращаются предприниматели, говоря, что уже все придумано - надо реализовать. И я понимаю - этим людям не нужны дизайнеры. Им нужны толкатели пикселей.

“Но вы же дизайнеры! Вы же можете просто нарисовать это красиво?” Разумеется, можем. Любой может. Но мы не будем. Наша работа - не рисование, а решение задач, проектирование, которое строится на основе данных, полученных в результате исследования, а не на мнении клиента, его вкусах и предпочтениях (или его жены/друга/бабушки/кота Васьки).

Часто бывает, что предприниматель звонит в некую студию и говорит: “Мне нужен сайт”. В ответ он слышит: “Какой сайт Вам нужен?”. И тут, как минимум, есть два варианта развития событий.

Первый:

Клиент может оказаться не из робких и сказать что-то вроде: “Мне нужен сайт-визитка, и на нем должно быть это, это и вот это и еще, может быть, прогноз погоды”, на что получат ответ: “Хорошо, скажите, в каком порядке это нужно разместить. Кстати, какой ваш любимый цвет?”. Знаете, к чему это приведет? Это неизбежно приведет к тому, что на выходе получится высер. У клиента появится сайт - он (как бы) достигнет цели. Но потом поймет, что его целью, оказывается, был не сайт, а продажи. И он обрушит на исполнителя тонну гнева за то, что те сделали хрень, которая не работает, как надо. А в ответ прозвучит: “Ну вы же сами так захотели”. Это деньги на ветер. Можете все идти домой делать выводы.

Второй:

Клиент от этого вопроса зависнет, потому что не сможет ответить на него. Прикол в том, что он сам не знает, чего хочет. И в итоге он захочет все и сразу, а там, как говорится, по ситуации посмотрим.

Обе ситуации - это тупик. Оба случая приведут к неэффективным действиям, к растрате денег, расстройствам, конфликтам, бесплатной работе и так далее. Потому что заказчик - это не дизайнер. У него куча своих головняков, которые надо решать. Проектировать сайт он не умеет, и как это следует делать правильно он не знает. Каждый должен заниматься своим делом.

А теперь предлагаю рассмотреть другой случай.

Звонит клиент: “Мне нужен сайт”. В ответ он слышит: “Зачем?”. И вот тут в фокус попадает задача. Это первый шаг на пути к успеху проекта. И роль профессионалов - не заставить вас принять все решения, а выступить экспертом и сделать все возможное, чтобы принятые решения оказались максимально удачными, ведь дизайн - это череда принятых решений. Это совершенно другой, правильный, на мой взгляд, подход к разработке сайта.

Если вы хотите получить качественный продукт - не мешайте специалистам думать и делать свою работу. Если хотите предложить идею - обдумайте ее, а затем - обсудите с разработчиками. Но не заставляйте их делать так, как вам хочется, потому что Вы - клиент и Вы, вроде как, всегда правы. Не всегда. Сайт - это интеллектуальный продукт, платите за мозги, за исследование, понимание задачи, за идеи, основанные на фактах. А если вы и сами знаете, как все должно выглядеть и каким цветом должны быть кнопули на сайте - садитесь и делайте все сами.

Понравилась статья? Сохраните себе.

Читайте еще: